Международный суд постановил, что Гватемала не обязана признавать лихтенштейнское гражданство Ноттебома (т.е. признавать претензии Лихтенштейна от имени Ноттебома), поскольку между ними не было никакой подлинной или эффективной связи, кроме натурализации Ноттебома. Следует отметить, что Суд не постановил, что Лихтенштейн не имеет права защищать Ноттебома в целом, только не в отношении Гватемалы.

Суд также явно уклонился от комментариев относительно действительности натурализации Ноттебома в соответствии с международным правом, поскольку Гватемала настоятельно призвала его объявить саму натурализацию недействительной в соответствии с общими принципами права. Проблема заключалась в конкретной противопоставляемости. Но дело, по-видимому, распространило принцип подлинной или эффективной связи из контекста множественных национальностей на признание или противопоставляемость гражданства в целом.

Но когда лицо наделяется только одним гражданством, которое присваивается ему или ей либо jureure sanguinis, либо jure soli, либо в результате действительной натурализации, влекущей за собой фактическую утрату прежнего гражданства, теория эффективного гражданства не может применяться без риска вызвать путаницу.
обществознание
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

Чарльз Г. Фенвик - Гражданство может быть определено как узы, которые связывают человека с данным государством, которые составляют его принадлежность к конкретному государству, которые дают ему право на защиту этого государства и которые накладывают на него обязательства, установленные законами этого государства

J.G. Starke - Гражданство может быть определено как правовой статус принадлежности к коллективу лиц, чьи действия, решения и политика подтверждаются правовой концепцией государства, представляющего этих лиц.

Общие основания для непризнания гражданства по международному праву

Помимо уже рассмотренных возможных категорий, примеры включают случаи, когда связь между индивидом и государством не считается достаточной для обоснования требования государства о защите индивида в отношении другого статуса. Таким образом: 

(1) Признание натурализации граждан других государств, которые не связаны ни с территорией, ни с гражданами государства, не требуется. 

(2) Признание натурализации всех лиц определенной религиозной веры или политических убеждений, говорящих на определенном языке или принадлежащих к определенной расе не требуется.

(3) Приобретение недвижимости в качестве основания для предоставления гражданства является сомнительным. 
https://qpotok.ru/obshchestvoznanie/cto … stvoznanii
(4) Жители подмандатных и подопечных территорий не считаются гражданами управляющего государства. 

(5) Жители оккупированных территорий не могут считаться гражданами оккупирующего государства. 

(6) КМП ссылается на автоматическое присвоение гражданства при вступлении в брак.